В XIII веке римской церкви пришлось столкнуться с весьма опасным врагом – с массовыми еретическими движениями. Духовное рвение, порожденное Крестовыми походами, плавно сошло на нет. Жители средневековой Европы, увидевшие, что церковь погрязла в роскоши, задумались насчет ее реорганизации. Тайные секты с расплывчатыми учениями начали перерастать в серьезные религиозные организации с оформленной догматикой. Самым крупным явлением стало движение «альбигойской ереси». Влияние их было настолько серьезным, что понтифик Иннокентий III всерьез начал опасаться за утрату своих позиций в католическом мире, особенно на юге Франции. 

Учение альбигойцев провозглашало отрицание богатств и земных благ, восхваляло бедность как высшую добродетель. Также катары (их самоназвание) отказались от таинств, обрядов, Ветхого завета, культа Богородицы, мощей, икон и креста – все это для них было орудием Сатаны. Они также уравняли «Бога Света» - творца всего невидимого и «Бога Тьмы» - создателя материального мира, Дьявола. Последний был равен силой Богу, являлся его диалектической противоположностью, необходимой для самого существования Вселенной. 

Поначалу, Иннокентий провозгласил крестовый поход на альбигойцев, попытался привлечь светскую власть и уничтожить ересь физическим путем. Крестовый поход возглавил Симон де Монфор. Он и его воины жестко расправлялись с еретиками. Но подобное никак не решило проблему. Ортодоксальной церкви начали сопротивляться еще более ожесточенно, к тому же, в борьбу активно включились светские феодалы Южной Франции. Тогда папа Иннокентий понял, что одним мечом дело решить было нельзя. Стоило начать глубокое внутреннее церковное преобразование. 

Комплекс мероприятий по борьбе с ересью и реформированию церковной организации можно отследить в своде канонического законодательства, принятого на IV Латеранском соборе 1215 г. Были провозглашены 70 канонов. Нам интересен 3-й з них «О еретиках». Речь шла не только об альбигойцах: «Мы отлучаем любую ересь, каким бы именем она ни называлась». Но еретику разрешалось вернуться в лоно церкви. Если виновность была доказана следствием, то приговор сразу не выносился. Виновного сначала отлучали от церкви на год, в течение которого он должен был очиститься от грехов и доказать свою верность церкви. Если же этого не происходило, то отлучение уже становилось пожизненным. Бороться с ересью необходимо было проповедью, наставлением, дабы возвратить «заблудшие души» на истинный путь – все в духе раннего христианства, основанного на милосердии и справедливости. К отлучению добавлялись также конфискация собственности, отстранение от должности, изъятие феодов – к борьбе с ересью привлекалась и светская власть. 

На юге Франции, где многие сеньоры симпатизировали ереси, в третьем каноне особо отмечалось следующее: «Если он (правитель) в течение года промедлит с исправлением... то его вассалы пусть бы оказались освобожденными от верности ему, а его земля была бы передана католикам, которые, изгнав еретиков, без каких-либо возражений владели бы ею и сохраняли ее в чистоте веры». 

Но именно благодаря действиям Иннокентия произошел важный поворот церкви к насильственному подавлению инакомыслия. По мнению В. Л. Керова, на IV Латеранском соборе было оформлено создание инквизиции — специального органа для борьбы с катарами и вальденсами. 

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён уже чуть позже в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Церковники должны были пристально контролировать население, наблюдать за его повседневной жизнью, за настроениями в обществе. В случае каких-то нарушений, проводить расследование и уже оглашать приговор. 

Привлечение светской власти к решению церковных вопросов позволяло Иннокентию переложить на нее осуществление репрессивных мер. И именно так и произойдет далее. Инквизиция своими руками никогда никого не казнила, передавая вопрос репрессий уже в руки светской власти. 

Отечественный медиевист Осокин называл IV Латеранский собор «высшим и последним торжеством теократии», когда папству, по мнению историка, в последний раз удалось восторжествовать над светской властью и выступить в роли как духовного, так и политического лидера католической Европы.

Добавить комментарий